каденция

  • 81Лад —         система взаимосвязей звуков, выраженная в Звукоряде. Последовательность ступеней Л. образует его гамму (См. Гамма). Необходимое условие существования Л. качественное различие его ступеней. Каждая из них несёт особую ладовую функцию (см.… …

    Большая советская энциклопедия

  • 82Ритм — (греч. rhythmós, от rhéo теку)         воспринимаемая форма протекания во времени каких либо процессов, основной принцип формообразования временных искусств (поэзия, музыка, танец и др.). К пространственным искусствам это понятие применимо… …

    Большая советская энциклопедия

  • 83Гармония — I Гармония (греч. harmonia связь, стройность, соразмерность)         соразмерность частей и целого, слияние различных компонентов объекта в единое органическое целое. В Г. получают внешнее выявление внутренняя упорядоченность и мера бытия.… …

    Большая советская энциклопедия

  • 84Казадезюс — (Casadesus)         Робер Марсель (7.4.1899, Париж, 18.9.1972, там же), французский пианист. Учился у отца Франсиса К. и Л. Дьемера. Гастролировал в Западной Европе и США (с 1920), в СССР в 1929. С 1947 директор Американской консерватории в… …

    Большая советская энциклопедия

  • 85Предложение — I Предложение         одна из основных категорий Синтаксиса, противопоставленная слову и словосочетанию по формам, значению и функциям. В широком смысле это любое (от развёрнутого синтаксического построения в письменном тексте от точки до точки… …

    Большая советская энциклопедия

  • 86Цезура — I Цезура (лат. caesura рассечение)         медиана, в стихосложении, постоянный словораздел в стихе. В античном стихосложении Ц. приходилась, как правило, на середину стопы.          В силлаботоническом стихосложении, наоборот, Ц., как правило,… …

    Большая советская энциклопедия

  • 87Point — (пуант, франц. точка punct, P. d orgue) у французов обозначает органный пункт, а также фермату и каденцию. Р. final заключительная фермата или каденция …

    Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • 88Главный литовский трибунал — (Трибунал головный вел. княжества Литовского) был высшим апелляционным судом, определения которого имели силу сеймовых постановлений и самим королем не могли быть отменяемы. Судьи трибунала избирались на частных сеймах (сеймиках), по одному от… …

    Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • 89Ионийский лад — (modus Jonicus) один из старинных церковных ладов или гласов, гамма которого послужила типом для современной мажорной гаммы. Расстояния (на тоны и полутоны) между соседними ступенями в этой гамме идут в следующем порядке: 1 тон 1 т. 1/2 т. 1 т. 1 …

    Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • 90Каданс * — или каденция (cadenza итал., cadence франц., Schlussfall, Tonschluss нем.) остановка (заключение), применяемая в музыке, с соблюдением известных ритмических и гармонических правил, в конце музыкальной мысли. Гармонические К. применяются как в… …

    Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • 91Финальные каденции — или окончательные те, которые производят наиболее удовлетворяющее чувство укрепления в известном строе, наприм. распространенная, полная и неполная каденции (см. Каденция) …

    Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • 92Ход — музыкальный термин, относящийся к формам; он противоположен предложению (см.), т. е. каденция в конце в нем необязательна. Музыкальная фраза, написанная в виде X., часто очень удаляется от главной тональности, с которой начался X.; вообще X. не… …

    Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • 93Каданс — или каденция (cadenza ит., cadence фр., Schlussfall, Tonschluss нем.) остановка (заключение), применяемая в музыке, с соблюдением известных ритмических и гармонических правил, в конце музыкальной мысли. Гармонические К. применяются как в мажоре,… …

    Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • 94Россия. Искусство: Музыка — Доисторический и древний период. 1) Светская музыка. Нет сомнения, что вокальная и инструментальная музыка (последняя, вероятно, чаще всего как сопровождение, а затем уже и как замена первой) были известны русским славянам уже в глубокой… …

    Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • 95када́нс — а, м. 1. муз. То же, что каденция (в 1 знач.). 2. Ритмическая последовательность звуков; ритм. Кавалеры стали шаркать и кланяться, а дамы приседать и постукивать каблучками с большим усердием и уж вовсе не наблюдая каданса. Пушкин, Арап Петра… …

    Малый академический словарь

  • 96ФУГА — (лат. fuga, бегство , быстрое течение ), контрапунктическая (полифоническая) форма музыкальной композиции, основанная на развитии одной темы, которая проводится попеременно в разных голосах (вокальных или инструментальных). Фуга выросла из канона …

    Энциклопедия Кольера

  • 97ТЕРМИНЫ МУЗЫКАЛЬНЫЕ — Словарь содержит наиболее употребительные термины. См. также МУЗЫКАЛЬНАЯ ФОРМА; МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ; МУЗЫКИ ТЕОРИЯ. В итальянских терминах языковая принадлежность не указывается. АВТЕНТИЧЕСКИЙ 1) автентический каданс в мажоро минорной системе …

    Энциклопедия Кольера

  • 98БАХ — крупнейшая немецкая музыкальная династия. Иоганн Себастьян Бах величайший, но отнюдь не последний ее представитель. Благодаря родословной, составленной Иоганном Себастьяном, история семьи, жившей в Центральной Германии, может быть прослежена до… …

    Энциклопедия Кольера

  • 99Гранжани М. —         (Grandjany) Марсель (р. 3 IX 1891, Париж) франц. арфист и композитор. С 8 лет учился игре на арфе у франц. арфистки А. Ренье. В 1909, окончив Парижскую консерваторию, дебютировал в концертах оркестра Ламурё и в том же году дал первый… …

    Музыкальная энциклопедия

  • 100Каданс —         (франц. cadence) – см. Каденция (1) …

    Музыкальная энциклопедия